MTV News

Пустоши кризиса. «Drones» Muse

Музыкальный критик Антон Лемесев подготовил для зрителей «MTV Россия» рецензию на новую пластинку британской рок-группы.

Внешняя простота – это такой распространенный трюк  всех творческих людей. На картине мы видим двухцветный квадрат – но на самом деле, это символ упадка Европы. Из колонок звучат две постоянно повторяющиеся ноты – но ведь это классик современной классики, а заодно новатор-минималист. Перед глазами стихотворение из несуществующих слов – позвольте, но ведь это выдающийся образец поэзии обэриутов!

Нет стопроцентной уверенности в том, что Muse подобным образом играют со слушателями. Вряд ли в их песнях зашифровано тайное послание мировому правительству. Вряд ли Muse вообще уделяют внимание утонченным музыкальным эстетам. Они просто-напросто более пятнадцати лет работают в своем поле. Пишут себе помпезный альтернативный рок, собирают стадионы, участвуют в записи саундтреков и получают престижные премии.

Muse как имели за собой огромную армию поклонников по всему свету, так и продолжают её пополнять. Какая-то часть их фанатов выросла на первых пластинках, полных космической помпезности и театральности. Новая молодежь подтянулась за пластинками «Resistance» и «The 2nd Law». И каждый раз Muse включали в свой узнаваемый саунд элементы мейнстрима – три года назад дабстеп, например. Играя с интересами публики, они продолжали оставаться на плаву. Хотя, им, конечно, далеко до универсальности David Bowie, но в чем-то их между собой роднит тяга к популизму.

Само собой, время таких, в определенном роде, «нетленок» Muse, как «Muscle Museum» или «Starlight» миновало. Старые песни приелись, а чтобы держаться на плаву, надо завоевывать сердца молодых и подбрасывать уголька старым фанатам. Вот и решили Muse замешать на одном релизе все, что уже отрепетировали раньше. Замешать в один коктейль все свои достижения и выдать на дегустацию массам.

Их новый альбом «Drones» хочется сравнить с рок оперой. Его энергичность, устремленность к вершинам пафоса и мощные стоунер-рокерские рифы позволяют провести подобную параллель. Matthew Bellamy с легкостью поет как в нижнем диапазоне, так и по привычке исследует высокие регистры. Главными темами записи, по словам музыкантов, стали экология, эмоциональный разрыв и угроза Третьей мировой войны. В песне «Aftermath» Bellamy поет: «Война повсюду/Я начинаю уставать от противостояния». В этот момент ему вторит лиричный мотив, который можно сравнить с завершающей песней из какого-нибудь бродвейского мюзикла: гитара повисает на паре грустных нот, синтезаторы воссоздают в голове воображаемую сцену, в которой играет одетая в костюмы XIX века группа. В «Aftermath» штамп цепляется за штамп, но при всей избитости мотива Muse, пускай и ненадолго, удается вытянуть российского слушателя из его непростой действительности и позволить какое-то время побывать гостем на фантастическом шоу.

Начальный мотив «The Globalist» очевидно позаимствован из композиции «Il Mercenario (L'arena)» Ennio Morricone. И если оригинал итальянского композитора не один раз усиливал помпезность вестерновых декораций, то болеро в исполнении Muse, согласно заданной теме, манипулирует стереотипами в жанре постапокалипсиса. Отсюда возникают ассоциации с выжженными пустошами, разрушенными городами и одинокими всадниками, скачущими с лазерными винтовками по безлюдным прериям. Однако Muse не хватает терпения довести ритм болеро до истошного напряжения. Вместо этого они соскакивают сначала на металл, а затем на сопливую фортепьянную зарисовку.

Начинаясь с громких и качающих тем в духе «Dead Inside» и «Psycho», альбом Drone постепенно сдувается. Декорации ветшают. Воображение кончается и вот перед нами открывается уже не постапокалиптическая пустыня, а пустошь творческого кризиса. Как минимум странно увидеть в конце вдохновляющего боевика двадцатиминутную сцену с нелепыми признаниями в чувствах.

Антон Лемесев